Всем известно, что Байкал — место удивительное, и каждый путешественник должен там побывать. Именно поэтому мы никак и не могли туда собраться. Все казалось слишком банально. Ну что такого, озеро и озеро... Но стоило увидеть фото этого невероятного льда, и уже успокоиться было невозможно. И сейчас невозможно, хоть мы и были уже и своими глазами увидели. В общем, ничего тут не скажешь, смотреть надо.
На подлете.



Из аэропорта нас забрали местные гиды на джипах. В теории, наверное, можно и самостоятельно попробовать, но, честно говоря, ездить по льду, через становые трещины и т.п. это запредельно экстремально. Каждый год кто-нибудь да проваливается...
Знаем, что будет холодно. Утеплились, как нам казалось.

Подношения духам — цветные ленточки и что-то "белое". Например, молоко. Или водка.



До озера ехать долго, поэтому обедаем по дороге. Еда традиционная бурятская. Суп, манты. Жирно и вкусно.



Видимо, не вся еда тут туристам достается.


Тажеранские степи. Без деревьев, открытые всем ветрам. Страшно и холодно. Бродяга, судьбу проклиная... Как тут выжить — совершенно непонятно, а зимой просто невозможно.




Вот и он.


Машина выезжает на лед, останавливается, ты открываешь дверь, и — вот!
Словами вообще не описать. Но и фотографии в полной мере не передают. Лед совсем прозрачный, и весь испещрен трещинками и трещинами разной глубины. И очень гладкий и скользкий...





Дальше, конечно, немного отдышались, и начались туристические развлечения.
Пробурили лед, воды байкальской выпить дали.



А ветер тут еще сильнее. Шапка улетела, еле поймали.

Недавно на маленьком островке напротив Ольхона поставили буддистскую ступу. Там хранятся всякие разные вещи, полезные для восстановления жизни после какого-нибудь глобального катаклизма — например, запомнилось, что там спрятаны семена разных культурных растений.









Вот и Ольхон. Скала Шаманка.


И женщина-шаманка, Башила. Рассказывает, отец-шаман все сына ждал, а рождались все девочки. Поэтому младшую звал Василием, Башилой. Долго говорит Башила, а на улице жутко холодно. Как не замерзает — непонятно.


Потом наконец всем раздали ленточки, надо было загадывать желания, завязывать ленточки особым образом. Молоком поливали, поджигали, окуривали, на священное дерево отнесли. Все как положено, по полной программе.





На таком холоде в поджигании курительницы все желают участвовать.

Жертвенное молоко на ленточках между тем замерзло.



Священное дерево собою прекрасно.


Ну что тут скажешь. Без Башилы, в одиночестве, теплее одетым в этом месте действительно можно, наверное, почувствовать единение с силами природы, трепет какой-то священный. Но у нас таких условий не случилось.