Пока это самое экстремальное приключение, в котором нам довелось участвовать вместе с почти всеми детьми. Как всегда, все решил случай и настроение.
Нам 2022 год с первого же дня показал, что хорошим и даже предсказуемым не будет. Прямо первого января мой тест на ковид оказался положительным. Помимо главного — того, что я заразила всю семью, с кем мы праздновали Новый год, были и другие последствия: пришлось отложить поездку в Перу, о которой так долго мечтала и к которой так долго готовилась. Кто бы знал, что это только первая из отмененных поездок на этот переломный и страшный год...
В расстроенных чувствах и в ковидном угаре я наткнулась на объявление Mzungu expeditions об экспедиции на Новую Землю в августе. И мне это показалось замечательной идеей. Показала Сереже, ему тоже понравилось, ведь он любит Север... И вот мы записались. А потом слово за слово и вот уж не понимаю как, у нас выкуплены все семь пассажирских мест на яхте Петр I и в экспедицию мы отправляемся не вдвоем, а со всеми почти детьми. Только Мишеньку 2ух лет решили дома оставить, вот какие мы тревожные родители.
В общем, понятно, что все летние планы уже с февраля перестали казаться хоть сколько-то реальными, и только дней за пять до отъезда мы по-настоящему поверили, что едем.
Старт у нас в городе Нарьян-мар, столице Ненецкого (нЕнецкого!) автономного окрга. Я хоть и собираюсь однажды быть учителем географии, но с удивлением узнала, что Ненецкий и Ямало-Ненецкий — вообще разные округа!
Еще одно географическое открытие: Нарьян-мар стоит на реке Печора. Помните, на литературе рассказывали, что Лермонтов своего героя специально назвал именем другой северной реки, чтобы понятно было, что надо его с Онегиным сравнивать? А еще символично у нас получилось, потому что Печора берет свое начало в Уральских горах, как раз между перевалом Дятлова и Маньпупунёром, где мы были буквально за три недели до.
В маленький аэропорт Нарьян-мара через день летает Ют-ейр, рейс 333. Прилетели мы рано, Петр I еще готовился к старту. Вот он стоит, маленький, за яхтой Амазон. В такие северные походы с туристами яхты стараются ходить парами, мало ли что. И Петр I, и Амазон принадлежат компании Русарк и специализируются на арктических и антарктических походах.

Так что было у нас несколько часов для прогулки по Нарьян-мару.

Знакомство начали, конечно, с ресторана, лучшего в городе. Тиман называется. Уже там почувствовали, что рыба и оленина — наше все на ближайшую неделю.
В городе живет 23 тысячи человек, он чистый и нарядный, но не очень новый. Новые в основном церкви, которых почему-то много: и деревянные, и огромный новый Арктический собор строится. Интересный феномен.




Стилизованные автобусные остановки. Прикольно выглядит.



Эстетика северного города, покрасить все поярче, не выжить зимой в блеклом окружении.





Ну не все ярко. Это что же, печные трубы там торчат?


Отделение полиции города в 23 тысячи человек.

А тут старорусская северная классика, серое дерево.



В порту марсиане высадились.








Кто бы мог подумать, что гора металлолома это так живописно.

Сестрички. Обожаю, когда они вместе тусуют, такие клюшки.




Птичка нас провожает, называется, кажется, пуночка.

К вечеру вернулись на яхту, расселились по каютам, прослушали инструктаж. Так просто отчаливать нельзя, нужно получить разрешение пограничников, мы идем в приграничные воды и даже, как в конце капитан Иван рассказал, четыре раза пересечем границу России.


Море, а не сокровища, кружит мне голову!

Пока мы ждали пограничников на яхте вдруг совершенно непонятным образом появилась небольшая ненецкая старушка в сопровождении крепкого ненца средних лет и начала о чем-то болтать с нашим коком Артуром. Артур шепнул нам, что старушку и спутника нужно обязательно пригласить разделить с нами ужин, ведь она настоящая шаманка, а он — "главный ненец". Мы пригласили, и, немного поколебавшись (видимо, это большая честь и не всякому положена), гостья согласилась. Разговор был невероятно интересным. Шаманка-то, может, и шаманка, но вообще она врач полярной авиации и всю молодость пролетала на разных всяких самолетах-вертолетах по вызовам со стойбищ. Где роды примет, где шину на сломанную ногу наложит, в общем, все что угодно.
А еще вспоминала, как с беременной мамой и маленьким братом добиралась зимой на собаках со стойбища на губе Долгой острова Вайгач до большой земли в 52 году. В мае добрались, наконец, до Нарьян-мара, а в августе уже новый брат родился.
Смешливая оказалась шаманка Галина Анатольевна, а спутник ее Влад еще лучше. Когда они ушли, одаренные конфетами, Артур сказал: ну, Галина Анатольевна чаю с нами попила, хороший поход будет. Так и вышло.
Про Артура вообще отдельный разговор. Немного пиратского вида, с серьгой в ухе, он готовил бесконечно, в любую качку. Стоит себе на камбузе, лбом упершись в одну стенку, а попой в другую, и режет острейшим ножом овощи, суп из оленины варит или сырники лепит. За весь поход ни разу не повторился.
А еще такой разговор с ним был. Рассказывает, что однажды на зимовку забыли сигареты завезти. Так никто, говорит, курить все равно не бросил. Как так, спрашиваю, сложно что ли в Нарьян-мар сигареты завезти, пусть и зимой? У нас вот в Москве в любую зиму летают самолеты. Ну почему в Нарьян-мар, говорит. В Антарктиде это было.
Оказалось, у него за плечами две зимовки по 18 месяцев в Антарктиде. А проблему с сигаретами так решали: раскапывали остатки прошлых экспедиций, там бычки собирали и из них табак добывали.
Вот так, мороженым с морошкой предложил нам Артур отметить старт экспедиции.

Наконец и пограничники все проверили и выпустили нас в море. Ну как в море, с 9 вечера и часов до 5 утра идти нам по реке Печоре, так что даже качать не будет.
Морские волчата.

Леха немножко Кусто.




Все волки.




Отходим

Первый закат нашего похода.



Сидим мы на палубе, даже и не темно еще. И Леха вдруг говорит, ой, сияние! И правда! Я на такое и надеяться не смела. Вообще, лучшие снимки из этого похода — Лехина заслуга. Я потом расскажу.


А вот и Амазон.

Смешно вышло, но уже после всего, в Москве, выяснилось, что там на борту был наш коллега. И даже сделал вот эту фотографию. Это я там, зелененькая.

Александр, спасибо!